Страница 1216

САБОР , название представительного органа в Хорватии (16 в. - 1918), Далмации (1861-1918). В Республике Хорватии - парламент.

ЭЛИЗИУМ , в греческой мифологии обитель блаженных, загробный мир для праведников; то же, что Елисейские поля.

ЛОБАНОВ Николай Александрович (1909-78) , российский конструктор, изобретатель и организатор производства парашютной техники, доктор технических наук (1968). Ленинская премия (1965). Государственная премия СССР (1941, 1952).

ЭКИБАСТУЗСКИЙ УГОЛЬНЫЙ БАССЕЙН , в Казахстане, Павлодарская обл. Широкое освоение с 1948. Площадь 155 км2. Балансовые запасы до глуб. 700 м - 8,7 млрд. т. В угленосных отложениях карбона мощностью до 990 м содержится 20 пластов. Угли каменные, марки СС. Теплота сгорания на рабочее топливо 49,5 МДж/кг. Добыча открытым способом. Центр добычи - г. Экибастуз.

АВТОСЦЕПКА , устройство для автоматического сцепления (при соударении или нажатии) локомотивов и вагонов с ручным расцеплением.

РАДИОЛИЗ (от радио ... и ...лиз), химическое или физико-химическое превращение вещества под действием ионизирующих излучений. Радиолиз - предмет изучения радиационной химии; актуальные проблемы - радиолиз газов при высоких температурах, радиолиз воды и водных растворов при сверхкритических температурах, влияние дефектов и примесей на радиолиз твердых тел.

ВИТЕЛЛИЙ (Vitellius) (15-69) , римский император в 69, провозглашен легионами. Погиб в борьбе с другим претендентом на трон - Веспасианом.

АЛЬБЕРТИ (Alberti) Леон Баттиста (1404-72) , итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Теоретические трактаты ("О статуе", 1435, "О живописи", 1435-36, "О зодчестве"; опубликован в 1485) обобщили опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал античную ордерную систему (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472-94, дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-51).АЛЬБЕРТИ (Alberti) Леон Баттиста (18 февраля 1404, Генуя - апрель 1472, Рим), итальянский гуманист, философ, архитектор, художник, теоретик искусства.Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем в Болонье у Франческо Филельфо и в университете, по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. Несколько лет служил у церковных иерархов, а с 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатора (своего рода нотариуса) при папской курии.Литератор и архитектор Литературное наследие Альберти весьма разнопланово: к 1425 относится комедия "Филодокс" (1890), затем были написаны трактаты "Деифира" (1481) и "О преимуществах и тяготах занятия науками" (1890); первые три книги диалогов "О семье" (1844) составлены в 1432-1434, в 1440 или в 1441 к ним добавлена еще одна; в 1435 сочинены трактаты "О статуе" (1568) и "О живописи" (1540), гораздо позже, в 1449 , созданы "Десять книг о зодчестве" (1485); между 1434 и 1443 появились трактаты "О праве" (1890) и "Первосвященник", "Жизнеописание Св. Потита" (1568), диалоги "Теодженио" (1490) и "О спокойствии души" (1844); после 1443 написан аллегорический трактат "Мом, или о государе" (1520), в 1449 - "Математические забавы" (1568); к наиболее значительным произведениям последующих лет относятся "Застольные беседы" (1890) и "Домострой" (1848). По проекту Альберти в 1446-51 Б. Росселлино выстроил палаццо Ручеллани - новый тип особняка-палаццо, в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини и Сан-Андреа в Мантуе Альберти использовал мотивы древнеримской архитектуры (триумфальные арки и аркады).Круг занятий и увлечений Хотя большую часть жизни Альберти провел в Риме и других городах Италии и лишь время от времени наведывался во Флоренцию, именно под воздействием импульсов культурной и художественной среды этого города складывалось его мировоззрение, все более и более расширялся круг его занятий и увлечений. Человек разносторонних дарований и широкой культуры, Альберти известен прежде всего как выдающийся теоретик искусства и архитектуры; вместе с тем, он и зодчий-практик, автор знаменитых архитектурных проектов, занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, причем не только изобразительного - он хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на органе. Как писателя-гуманиста его внимание одинаково привлекали и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы хозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. Он обнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал и проектировал различные приборы и инструменты, посвящал специальные работы выведению ценных пород лошадей, тайнам женского туалета, шифрам, графологии. Под стать этой всеохватности интересов и творческих устремлений сама личность Альберти, эмблематичная для всего ренессансного гуманизма. Безмерным трудолюбием и упорством он добивался необыкновенных успехов в физической подготовке и воинских упражнениях, в совершенстве усваивал любую отрасль науки и искусства, формировал свой нравственный облик, настойчиво воспитывал в себе человеколюбие, обходительность, щедрость, сдержанность - таким, ставшим уже для современников человеком-легендой, запечатлен он в биографии 15 в., авторство которой не без основания приписывают самому же Альберти. Сочинения:Десять книг о зодчестве. М., 1935. Т. 1-2.Религия. Добродетель. Рок и фортуна // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. С. 152-161.О семье // Опыт тысячелетия. М., 1996. С. 362-411.Alberti L. B. Opere volgari. Bari, 1960-1973. V. 1-3.Литература:Леон Баттиста Альберти. М., 1977.Mancini G. Vita di Leon Battista Alberti. Roma, 1911.Gadol J. Leon Battista Alberti. Universal man of the early Renaissance. Chicago; London, 1969.О. Ф. Кудрявцев

Контакты

РА «Белый Кремль»
420021, г. Казань,
ул. Московская, 72/10
Тел./факс: (843) 299-50-64
Тел./факс: (843) 299-50-74
Тел.: (843) 2-600-829

подробнее

 

Глоссарий

Белый Кремль © 2007
E-mail: info@bkreml.ru
Сайты в Казани - студия WebGrand: дизайн и продвижение
Работает на базе WebGrand CMS