Страница 3462

ВЕЙМУТОВА СОСНА , дерево из рода сосна. Ствол прямой, высокий (до 60 м), хвоя сизо-зеленая. Родина - Сев. Америка. В Европе с 17 в. как лесная и парковая культура. Древесина используется в строительстве, в мебельном, бумажном производстве.

КОРА РАСТЕНИЙ , многослойная периферическая ткань стеблей и корней растений, состоящая в основном из паренхимных и механических тканей. Часто содержит дубящие, лекарственные и другие вещества.

НИДЕРЛЕ (Niederle) Любор (1865-1944) , чешский археолог, историк, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1906). Труды по древней истории славян, археологии.

ИВАНОВ-БОРЕЦКИЙ Михаил Владимирович (1874-1936) , российский музыковед и композитор. Один из создателей отечественной школы исторического музыковедения (зарубежная музыка). Профессор Московской консерватории (с 1922), основатель ее научно-исследовательского отделения (1923). Автор опер и других произведений.

СВАХА , в ведийской религиозной практике ритуальное восклицание - обращение к богам.

ХРИСТИАНСКО-СОЦИАЛЬНЫЙ СОЮЗ Германии (ХСС) . Основан в 1945, действует на территории Баварии. Образует в бундестаге единую с Христианско-демократическим союзом фракцию.

ЭЛЛИНЫ (греч . Hellenes), самоназвание греков.

СОЛОВЬЕВ Владимир Алексеевич (р . 1946), российский космонавт. Летчик-космонавт СССР (1984), дважды Герой Советского Союза (1984, 1986). Полеты на "Союзе Т-10, -11" и орбитальной станции "Салют-7" (февраль-октябрь 1984), "Союзе Т-15", орбитальной станции "Салют-7" и орбитальном комплексе "Мир" (март-июль 1986).

РЕКОНВАЛЕСЦЕНЦИЯ (позднелат . reconvalescentia), период выздоровления после перенесенной болезни.

МАГИСТРАТ , сословный орган городского управления в России с 1720 (в 1727-43 назывался ратушей). Первоначально имел административно-судебные, с 1775 преимущественно судебные функции. Упразднен Судебной реформой 1864.

ЦИВИЛЬСК , город в Российской Федерации, Чувашия, на р. Б. Цивиль, близ железнодорожной станции Цивильск. 10,7 тыс. жителей (1993). Предприятия легкой, пищевой промышленности и др. Основан в 1584.

СОКАР , в египетской мифологии бог - покровитель мемфисского некрополя; почитался также как бог плодородия. Изображался в виде сокола или мумии с головой сокола.

"АРЗАМАС" , литературный кружок в Санкт-Петербурге в 1815-18. Члены кружка выступали против сторонников классицизма, входивших в литературное общество "Беседа любителей русского слова", в защиту сентиментализма и романтизма.

МАХАДЗАНГА (Mahajanga) (Мадзунга) , город и порт на Мадагаскаре, адм. ц. пров. Махадзанга. 122 тыс. жителей (1990). Пищевые, текстильные, цементные предприятия. Отделение университета Мадагаскара.

ПИРИДИН , бесцветная жидкость с неприятным запахом, tкип 115,4 °С. Содержится в каменноугольной смоле. Применяют в синтезе лекарственных средств, гербицидов, для денатурирования этилового спирта, как растворитель. Многие производные пиридина - биологически важные соединения, напр. пиридоксин, никотин, никотиновая кислота.

ГРИН (Greene) Роберт (1558-92) , английский писатель. Пасторальный роман "Пандосто" (1588), авантюрно-любовные пьесы.

БЕНТОНИТЫ , коллоидные глины, состоящие в основном из минералов группы монтмориллонита. Образуются при изменении вулканических туфов и пеплов в условиях морского дна. Используют для приготовления буровых растворов, как отбеливающие глины и др.

ТИЛБЕРГС (Тилберг) (Tilbergs) Янис Робертс (1880-1972) , латышский живописец, график и скульптор, народный художник Латвии (1955). Участник осуществления плана монументальной пропаганды в Петрограде. Мастер монументализированного портрета ("Я. Райнис", 1925).

ОАХУ (Oahu) , вулканический остров в Тихом ок., в составе Гавайских о-вов (территория США). 1574 км2. Высота до 1228 м. Плантации ананасов, сахарного тростника. Главный город и административный центр шт. Гавайя - Гонолулу.

ИЕРАРХ церковный , высший священнослужитель, в православии - архиерей.

ХЕМО ..., часть сложных слов, указывающая на отношение к химии или химическим процессам.

СИКСУ (Sixous) Элен (р .1937), французская писательница. Романы "Внутри" (1969), "Третье тело" (1970), "Личные местоимения" (1974), "Ананке" (1979). Публицистика по проблемам феминизма.

ПРАБОЛГАРЫ , см. Протоболгары.

БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович (1870-1905) , российский живописец. Изысканно-декоративные, элегические по настроению картины выражают мечту о гармонии человека и природы ("Водоем", 1902).БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович [2 (14) апреля 1870, Саратов - 26 октября (8 ноября) 1905, Таруса], российский художник. Один из самых значительных мастеров символизма в русской живописи.Выходец из семьи железнодорожника, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 - в Подольске и Тарусе.Испытав влияние П. Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны ("Окно", 1886, Третьяковская галерея). Главным мотивом, сквозь который для художника открывается "иной мир", скрытый под маревом красок, становятся "дворянские гнезда", ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). Плавные, "музыкальные" ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, "тающей" легкости мазка.От картины к картине ("Гобелен", 1901; "Водоем", 1902; "Призраки", 1903) чувство "мира иного" нарастает; в "Реквиеме" (1905), написанном в память умершей сестры, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее "астральные двойники". Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма ("Куст орешника", "Осенняя песнь", оба - 1905). Он тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904-05, все - Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре.Мечтательный темперамент художника ("Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов", - пишет он А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности. Поэтика усадебной жизни наполнена у него (так же, как в литературе того времени - в произведениях А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. Белого и др.) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей. Ранняя смерть мастера усилила восприятие его образов как лирического реквиема, посвященного старой России. Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников "Голубой розы", которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.Литература:Русакова А. В. Э. Борисов-Мусатов. Л.; М., 1966.Кочик О. Я. Живописная система В. Э. Борисова-Мусатова. М., 1980.М. Н. Соколов

Контакты

РА «Белый Кремль»
420021, г. Казань,
ул. Московская, 72/10
Тел./факс: (843) 299-50-64
Тел./факс: (843) 299-50-74
Тел.: (843) 2-600-829

подробнее

 

Глоссарий

Белый Кремль © 2007
E-mail: info@bkreml.ru
Сайты в Казани - студия WebGrand: дизайн и продвижение
Работает на базе WebGrand CMS