Страница 320

АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ (лобовое сопротивление) , сила, с которой газ (напр., воздух) действует на движущееся в нем тело. Аэродинамическое сопротивление направлено всегда в сторону, противоположную скорости, и является одной из составляющих полной аэродинамической силы.

ЭКСЛИБРИС (от лат . eх libris - из книг), книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. Различают суперэкслибрис, оттискиваемый рельефно на переплете или корешке книги, и бумажный экслибрис, помещаемый обычно на внутренней стороне переплета. Гравированные экслибрисы возникли в Германии в 16 в., в России - в нач. 18 в.

КУРАЦИЯ (от лат . curatio),1) попечение, лечение, уход за больным.2) Наблюдение больного студентом с составлением истории болезни и докладом преподавателю.

ПРЕДАНИЕ , жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации. Ср. с легендой.

КУ-ЛИХОРАДКА (риккетсиоз Q) , острая инфекционная болезнь человека и животных, вызываемая риккетсиями. Симптомы: головная боль, слабость, бессоница, боли в мышцах, очаговая пневмония. У животных протекает бессимптомно. Человек заражается от животных.

ПАХМУТОВА Александра Николаевна (р . 1929), российский композитор, народная артистка СССР (1984). Балет "Озаренность" (1975), вокальный цикл "Созвездие Гагарина" (1971), песни ("Песня о тревожной молодости", "Геологи", "Нежность", "Мелодия" и др.). Государственная премия СССР (1975, 1982).

КУКИ-ЧИНЫ , группа народов (манипури, чины, лушеи, мидо, тхадо, куки, типера и др.) на северо-востоке Индии, на западе Мьянмы и на севере Бангладеш. Св. 2,7 млн. человек (1987). Языки тибетско-бирманской ветви.

САН-НИКОЛАС , город и порт на юге Перу. Ок. 10 тыс. жителей. Вывоз железных концентратов и окатышей.

ПАНИПАТСКИЕ БИТВЫ , три важных в истории Индии сражения в районе г. Панипат (близ Дели): в 1526 между Бабуром и делийским султаном Ибрахимом Лоди (победа Бабура обеспечила утверждение его в Индии); в 1556 между Акбаром и претендентом на делийский престол Хему (победа Акбара окончательно упрочила власть Великих Моголов в Индии); в 1761 между Ахмад-шахом Дуррани и маратхами (привела к взаимному ослаблению противников, что благоприятствовало укреплению в Индии английского господства).

ЭЗЕРА (Ezera) (наст . фам. Киндзуле, Kindzule) Регина (р. 1930), латышская писательница, народный писатель Латвии (1981). В романе "Баллада дятлового бора" (1968), "Колодец" (1972), тетралогии "Сама со своим ветром" (т. 1-2-, 1982-84-) острые социальные и психологические проблемы.

ЧИСЛЕННОЕ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ , нахождение приближенных численных решений алгебраических и трансцендентных уравнений, в отличие от решений, выражаемых формулами. Численное решение уравнений сводится к выполнению арифметических операций над коэффициентами уравнений и значениями входящих в него функций и позволяет найти решение уравнений с любой наперед заданной точностью. К численному решению уравнений сводятся многие задачи математики и ее приложений.

МЕСМЕРИЗМ , идеалистическая система в медицине, предложенная австрийским врачом Ф. Месмером (F. Mesmer) во 2-й пол. 18 в. В основе месмеризма - понятие о "животном магнетизме", посредством которого можно изменять состояние организма, в т. ч. излечивать болезни.

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ , тип росписи деревянных прялок и утвари - ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу 19 в. в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах 18 в., выполненных в мезенском регионе.По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до 20 в. Предметы густо испещрены дробным узором - звездами, крестиками, черточками, выполненным в два цвета: черный - сажа и красный - "земляная краска", охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой резьбы.Среди орнаментов - фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные черной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесенные одним мазком красной краски.Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления. Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.В конце 19 в. мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых - тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии "Беломорские узоры" выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью. Литература:Северные прялки: Каталог выставки. Вологда, 1969.Тарановская Н. В., Мальцев Н. В. Русские прялки. Л., 1970.Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974.Миловский А. С. Скачи, добрый единорог. М., 1983.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский

Контакты

РА «Белый Кремль»
420021, г. Казань,
ул. Московская, 72/10
Тел./факс: (843) 299-50-64
Тел./факс: (843) 299-50-74
Тел.: (843) 2-600-829

подробнее

 

Глоссарий

Белый Кремль © 2007
E-mail: info@bkreml.ru
Сайты в Казани - студия WebGrand: дизайн и продвижение
Работает на базе WebGrand CMS