Страница 659

БРОНХОСКОПИЯ (от бронхи и ...скопия), метод исследования дыхательных путей с помощью бронхоскопа (металлическая трубка с оптической и осветительной системами), который вводят через рот в дыхательное горло и бронхи.

ДАНИН (наст . фам. Плотке) Даниил Семенович (р. 1914), русский писатель, критик. Научно-художественные книги о людях науки ("Неизбежность странного мира", 1961; "Резерфорд", 1967; "Нильс Бор", 1975). Книга "Вероятностный мир" (1981).

САППОРО , город в Японии, административный, экономический и культурный центр о. Хоккайдо. Св. 1,7 млн. жителей (1992). Обработка сельскохозяйственного сырья, рыбы, древесины. Нефтехимическая, авиастроительная, металлообрабатывающая, кожевенная, полиграфическая промышленность. Метрополитен. Порт Саппоро - Отару. Университет, ботанический сад, музеи. Центр зимних видов спорта. XI зимние Олимпийские игры (1972).

ТЕЛЬШЯЙ (Telsiai) (до 1917 официальное название Тельши) , город в Литве, на оз. Мастис. Железнодорожная станция. 34,1 тыс. жителей (199..1). Завод счетных машин; трикотажное ПО "Мастис"; производство стройматериалов. Краеведческий музей. Известен с 15 в.

БАБА , в технике - рабочая ударная часть молотов, копров и других машин; деревянная болванка для ручной забивки свай.

ШУМ радиоэлектронный , флуктуации тока и напряжения, возникающие в радиоэлектронной аппаратуре в результате дробового эффекта в электронных приборах (дробовой шум), фликкер-эффекта, теплового движения носителей заряда в проводниках (тепловой шум), теплового излучения Земли и земной атмосферы, а также Солнца, звезд, межзвездной среды, планет (шум космического происхождения) и т. д.

БУДЫКО Михаил Иванович (р . 1920), российский геофизик, академик РАН (1992). Труды по климатологии, биоклиматологии, экологии, тепловому балансу земной поверхности. Ленинская премия (1958).

ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ (от экстра ... и лат. verto - поворачиваю, обращаю), обращенный вовне; психологическая характеристика личности, направленной на внешний мир и деятельность в нем, отличающейся преобладающим интересом к внешним объектам и т. п. Понятие введено К. Г. Юнгом. См. Интровертивный.

МУКИМИ Мухаммад Амин-ходжа (1850 или 1851-1903) , узбекский поэт-просветитель. Вместе с З. Фуркатом возглавлял литературный кружок прогрессивных поэтов. Писал сатирические стихи. Положил начало жанру путевого очерка в узбекской литературе.

АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ , кельтские народные предания, в центре которых образ короля бриттов Артура (5-6 вв.), боровшегося с англосаксонскими завоевателями. Артур и рыцари "Круглого стола" (за которым как равные собирались герои Артуровских легенд) воплощают нравственные идеалы рыцарства. Артуровские легенды использовались многими поэтами и романистами Зап. Европы. Попытка систематизировать их была предпринята Т. Мэлори. Пародийно-сатирическое преломление получили у М. Твена ("Янки при дворе короля Артура").

"МРИЯ" (укр . мрiя - мечта) (Ан-225), транспортный самолет с шестью турбовентиляторными двигателями (взлетная тяга каждого 230 кН). Предназначен для перевозки крупногабаритных грузов массой до 250 т внутри фюзеляжа и над ним. Взлетная масса до 600 т, крейсерская скорость 700-850 км/ч, дальность полета до 14 700 км, с грузом 200 т - 4500 км.

ПРИЦВЕТНИК , лист, в пазухе которого развиваются цветок или соцветие. Прицветником называют также маленькие листья (один или два) на цветоножке.

ОБЩЕСТВО ИМЕНИ МАКСА ПЛАНКА по содействию немецкой науке , крупнейшая научно-исследовательская организация Германии. Создано в 1948, восприняло научно-организационные традиции Общества кайзера Вильгельма (1911-45). Объединяет (1990) св. 50 НИИ. Фундаментальные и прикладные исследования по естественным и техническим наукам.

АРИСТОФАН (ок . 445 - ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, "отец комедии". Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи, резко выраженные в его творчестве, отвечали интересам крестьянства того времени; он с недоверием относился к радикальной демагогии, увлекавшей городские низы ("Всадники"), и к индивидуалистической философии софистов ("Облака"), справедливо видя в том и другом симптомы кризиса афинской демократии. В комедиях Аристофана - отклики на актуальные события, выступления против военной политики ("Лисистрата"), поношение реальных личностей (Сократа - в "Облаках"), фантастические ситуации ("Ахарняне", "Птицы").АРИСТОФАН (ок. 445 - ок. 385 до н. э., Афины), древнегреческий комедиограф, в древности получил имя "отца комедии". Из 40 написанных Аристофаном комедий дошли 11 пьес целиком и несколько десятков отрывков.Ранние произведения Родился в Аттике в состоятельной семье. Филипп, отец Аристофана, владел участком земли на острове Эгина, что дало повод современникам считать, что Аристофан не афинского рода, хотя он был афинским гражданином. Первые свои пьесы не мог выставлять под собственным именем, так как был неизвестен и не имел возможности оплачивать хор. Под чужим именем была представлена первая комедия Аристофана "Пирующие" (427), судя по сохранившимся фрагментам - сатира на софистическое воспитание и "модную" философию. В 426 на Великих Дионисиях поставил комедию "Вавилоняне", посвященную взаимоотношениям афинян и их союзников. За эту пьесу Аристофан был привлечен вождем афинского демоса, взяточником и демагогом Клеоном, высмеянным в комедии, к суду за оскорбление народа и его представителей перед союзниками. Подробности суда неизвестны, по-видимому, Аристофан достаточно легко отделался от обвинений.Темы и герои пьес Пьесы Аристофана отличаются смелостью фантазии, фривольным юмором, беспощадностью обличений, свободой политической критики. Объектами его сатиры были современные ему афинское общество, модная философия и литература, а также агрессивная политика Афин, тяготы Пелопоннесской войны, на которую пришлась большая часть жизни Аристофана. Его намеки и конкретные выпады, нюансы характеристик, подчас ускользающие от нас, были понятны современникам, находили у них живой отклик. Комедии Аристофана всегда актуальны и обладают почти публицистическим эффектом. Теме "войны и мира" - основной в дискуссиях политических партий в Афинах того времени - посвящены пьесы Аристофана "Ахарняне" (425; поставлена от имени поэта и актера Каллистрата) и "Мир" (421). Сюжет комедии "Лисистрата" (411), поставленной после катастрофического для Афин поражения Сицилийской экспедиции в 413, исключителен во всей мировой литературе. Женщины Эллады, стремясь покончить с войной, под предводительством афинянки Лисистраты (греч. Губящая войско) захватывают акрополь в Афинах и дают клятву до прекращения войны отказывать мужчинам в любви. Война афинян со спартанцами, превратившаяся таким образом в войну женщин и мужчин, оканчивается союзом и всеобщим миром. Комедия полна юмора, фарса, грубых шуток, непристойных, но колоритных сцен. В своих комедиях Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и "золотую" молодежь. Почти в каждой своей комедии Аристофан высмеивает вождя Афин Клеона, которого во "Всадниках" (424; первая комедия Аристофана под его собственным именем) выводит крикуном и неучем, льстивым и хитрым рабом престарелого и тупого Демоса (Народа). Главные действующие лица комедии "Осы" (422; поставлена от имени Филонида) получили имена, характеризующие их отношение к Клеону: Филоклеон (Клеонолюб) и Бдилеклеон (Клеононенавистник). Предмет высмеивания - страсть афинян к сутяжничеству и, конкретно, закон о повышении платы судьям, продвинутый в народном собрании Клеоном. Хор в "Осах" - старики-судьи, ищущие поживы и представленные в виде ос с жалами, которые набрасываются на противника судов, "врага демократии" и "сторонника тирании" Бдилеклеона.Причины пороков общества Аристофан видит в войне и представителях новой философии и литературы, расшатывающих традиционные устои общества. В образе шарлатана, лжемудреца и наставника в пороках в "Облаках" (423) он выводит Сократа. Облака - хор из 24 девушек - символ неясности и расплывчатости языка представителей новой философии.На Великих Дионисиях 411 Аристофан ставит "Женщин на празднике Фесмофорий", где высмеивает Еврипида и его младшего современника драматурга Агафона. Политических выпадов в комедии нет, в целом она представляет пародию на трагедии Еврипида "Елена" и "Андромеда". Хор состоит из женщин, собравшихся, чтобы осудить порочащего их Еврипида. Переодетый в женское платье друг последнего должен защищать его, но обман раскрыт, и герой, спасаясь у алтаря, пытается найти выход и вспоминает для этого сюжетные ходы еврипидовских трагедий. В 405 на Ленеях была поставлена комедия "Лягушки", которая не только получила первую награду, но даже была представлена дважды, что случалось крайне редко. Тема этой комедии, написанной после смерти в 406 Софокла и Еврипида, - судьба трагической поэзии. Бог театра Дионис отправляется в подземное царство, чтобы вывести оттуда Еврипида, так как на земле перевелись трагические поэты. Однако после состязания Еврипида с Эсхилом, во время которого драматурги объясняют достоинства своих произведений и даже взвешивают фразы, Дионис забирает на землю Эсхила, герои которого благородны, а трагедии воспитывают доблесть и возвышенные гражданские чувства. Комический эффект путешествия Диониса по аиду и состязания усиливается еще и тем, что хор в комедии представлен в виде лягушек.К жанру утопии относятся комедии Аристофана "Птицы" (414), "Женщины в народном собрании" (392), "Богатство" ("Плутос") (388). В "Птицах", написанных в форме сказки, наряду с людьми действуют и птицы (хор), которые между небом и землей создают свое царство, город Тучекукуевск; господство богов низвергнуто, миром правят пернатые. В "Женщинах в народном собрании" афинянки под предводительством Праксагоры (она напоминает Лисистрату) начинают управлять государством, что приводит его к процветанию, мужчины бездельничают, жизнь полна пиров и наслаждений. Пьесы "Богатство" и "Женщины в народном собрании" сильно отличаются от написанных во время Пелопоннесской войны. Сатира в них смягчена, нападок на отдельных политических деятелей нет; сокращена роль хора, многие партии заменены музыкальными интермедиями. Последние комедии Аристофана "Эолосикон" и "Кокал" были представлены уже после смерти драматурга его сыном Араром в 387. Сочинения:Комедии. М., 1955. Т. 1-2.Литература:Головня В. В. Аристофан. М., 1955.Соболевский С. И. Аристофан и его время. М., 1957.В. Е. Сусленков

Контакты

РА «Белый Кремль»
420021, г. Казань,
ул. Московская, 72/10
Тел./факс: (843) 299-50-64
Тел./факс: (843) 299-50-74
Тел.: (843) 2-600-829

подробнее

 

Глоссарий

Белый Кремль © 2007
E-mail: info@bkreml.ru
Сайты в Казани - студия WebGrand: дизайн и продвижение
Работает на базе WebGrand CMS