Страница 717

ВИДЕО-АРТ (англ . video art), направление в изо-искусстве последней трети 20 в., использующее возможности видеотехники. В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы в уникальных хэппенингах, а производит также экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы "мозг в действии", наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению. Главным основоположником направления считается американец корейского происхождения Нам Юнь Пайк.

ГЮЛЛЕНБЕРГ (Gyllenberg) Хельге (р . 1924), финский микробиолог, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1976). Труды по применению математических методов в биологии, главным образом в систематике микроорганизмов.

КАНДЕЛЬ Феликс Соломонович (р . 1932), русский писатель. С 1977 в эмиграции в Израиле. В центре прозы - социально-нравственные проблемы. В романе "Коридор" (1981) - жизнь московской коммунальной квартиры, истории ее обитателей. В романе-дилогии "Первый этаж" (1982) и "На ночь глядя" (1985) на примере судеб двух братьев из подмосковной деревни исследуются возможности социальной реализации в условиях советской действительности. Книги: "Врата исхода нашего" (1980), "Люди мимоезжие" (1986) и др.

СКРЕПЕР (англ . scraper, от scrape - скрести), прицепная, полуприцепная или самоходная землеройно-транспортная машина, которая рабочим органом - ковшом вместимостью до 25 м3 - послойно срезает грунт с поверхности, транспортирует его и разгружает в отвал или разравнивает.

МОУРАВИ (груз . - опекун, управляющий), административная должность в Грузии. Назначались из представителей дворянской знати. Следили за исполнением царских указов, за судебными разбирательствами и т. д., получали 1/10 часть сборов. Упразднены в нач. 19 в., после присоединения Грузии к России.

КОБАЯСИ Такидзи (1903-33) , японский писатель. Повести "Краболов" (1929) из жизни рыбаков, "Жизнь для партии" (1933) о коммунистах. Убит японской охранкой.

МОГИЛЬНИК , в археологии - комплекс погребений. Могильники, обособленные от поселений, появились в мезолите. По обряду погребения в могильниках различают трупоположения и трупосожжения (захоронения пепла). Формы могильных сооружений разнообразны: от простых ям до огромных гробниц. Виды могильников: курганные, отмеченные насыпями, и грунтовые - без насыпей. Античные могильники обычно называются некрополем, христианские и мусульманские могильники - кладбищем, могильники с захоронением пепла в урнах - колумбарием.

МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ ИНСТИТУТ Всероссийский (ВИМС) , создан в 1918 как Институт прикладной минералогии (ИПМ); ведет историю от института "Литогеа", основанного В. В. Аршиновым в 1910 в Москве. Исследования по геологическому прогнозированию, комплексное изучение минерального сырья.

РОСПУСК , одно- или двухосный прицеп для перевозки длинномерных грузов. Вместо кузова имеет поворотное приспособление (коник) для крепления груза.

НАПРЯЖЕНИЕ электрическое , то же, что разность потенциалов между 2 точками электрической цепи; на участке цепи, не содержащей электродвижущую силу, равно произведению силы тока на сопротивление участка.

ЛИНЕЙНЫЙ ЯЗЫК , то же, что жестов язык.

КИРТАГ , информационное агентство в Бишкеке. Ведет историю с 1920, с 1921 Киргизское отделение РОСТА. Современное название с 1936. Обмен текстовой и фотоинформацией с органами печати, радио и др.

РОДИЧЕВ Федор Измаилович (1853-1932) , российский земский деятель, юрист. Один из лидеров кадетов. В марте - мае 1917 министр Временного правительства по делам Финляндии. После Октябрьской революции эмигрировал.

БИОТА (от греч . biote - жизнь), совокупность видов растений, животных и микроорганизмов, объединенных общей областью распространения. В отличие от биоценоза, может характеризоваться отсутствием экологических связей между видами.

СОЛОМОНИЯ (Саломия) Маккавей (ум . 166 до н. э.), мать семи братьев - ветхозаветных мучеников, убитая вместе с ними за отказ нарушить закон Моисеев в гонение Антиоха IV Эпифана (2 Маккавейская, 7). Память в Православной церкви 1 (14) августа.

ЛАБИАЛИЗАЦИЯ (от средневековой . лат. labialis - губной) (огубление), произнесение звуков речи с округлением вытянутых вперед губ.

ДОГЕЛЬ Александр Станиславович (1852-1922) , российский гистолог, член-корреспондент Петербургской АН (1894). Классические труды по морфологии интероцепторов. Предложил окраску тканей метиленовым синим.

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р . 4 мая 1943 в Москве), российский художник. Сформировавшись в среде "неофициального искусства", стал одним из самых популярных в России современных художников.Родился в семье офицера. В 1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61 будущий мастер учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 был изгнан из СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 - в Клавираке (штат Нью-Йорк). Становление стиля художникаПетербургский модернизм и петроградский авангард, творчество мастеров "Мира искусства", а с другой стороны - П. Н. Филонова - оказали решающее воздействие на становление собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка (Шемякин по праву может считаться одним из лидеров карнавализма как особого направления в русской изо-культуре застойного времени). Работая в разных техниках, особенно охотно обращаясь к литографии, он трактует бытие как вечный маскарад, лихой и зловещий, - с маской Смерти или Бренности как центральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются в огромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Натурные мотивы по-прежнему "магически" преображаются (как в цикле "Чрево Парижа", 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынка накануне его сноса). Шемякин (в основном уже в американский период) развивает свои идеи всеобщего "метафизического синтеза" форм и символов в сериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мирового искусства; мы находим здесь и реминисценции древних наскальных изображений и тотемов, и мотивы из В. В. Кандинского, Ф. Бэкона и современных мастеров.Начиная с "Классической испанской эпиграммы" 1971 года, художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В. Мамлеева и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба, - эти композиции, полные злого сарказма, воспринимаются как диагноз социального и нравственного распада позднесоветского общества.Известна также историко-культурная и менеджерская деятельность художника: он не раз устраивал коллективные экспозиции русского "неофициального искусства" (в частности, организовал вместе с коллекционером А. А. Глезером выставку "Современная русская живопись" в Париже, 1976), издал альманах "Аполлон-77", объединивший многих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первым выпустил полное собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из 7 пластинок (1988).В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая "метафизические" рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза, 1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома в Клавираке (бронза, 1992).Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).Литература:М. Шемякин: Нью-Йорк - Москва: Ретроспективная выставка. М., 1989.М. Шемякин: Галерея "Дом Нащокина": Каталог выставки. М., 1994.М. Н. Соколов

Контакты

РА «Белый Кремль»
420021, г. Казань,
ул. Московская, 72/10
Тел./факс: (843) 299-50-64
Тел./факс: (843) 299-50-74
Тел.: (843) 2-600-829

подробнее

 

Глоссарий

Белый Кремль © 2007
E-mail: info@bkreml.ru
Сайты в Казани - студия WebGrand: дизайн и продвижение
Работает на базе WebGrand CMS